ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ТОиР
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТОИР
Технологические карты ТОиР (техкарты) или стандартные операционные процедуры (СОП) — это пошаговое описание процесса выполнения работы с указанием используемых ресурсов, времени и других данных для достижения необходимых целей, поставленных при использовании технологических карт работ по обслуживанию и ремонту.
Достаточно непростой вопрос — нужны ли вообще для выполнения работ по обслуживанию техкарты? А если и нужны, то какой формы они должны быть, какую информацию содержать, для чего и как применяться?
Ответить на эти вопросы можно только понимая уровень зрелости компании, а также цели, которые ставятся перед оборудованием и его обслуживанием. Кроме этого, нужно понимать специфику оборудования и бизнес-процессы планирования и выполнения работ по обслуживанию, принятые в компании.
НА КАКОМ УРОВНЕ ЗРЕЛОСТИ КОМПАНИИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХКАРТ ТОИР
1. При невысоком уровне зрелости технического обслуживания, когда система управления ТОиР поддерживает тотальный контроль над временем выполнения работ с целью заставить людей делать работы всё быстрее и быстрее, техкарты ТОиР принесут больше вреда, чем пользы для предприятия и будут еще одним способом манипуляции премиями и фиктивными объёмами работ, трудозатратами. То есть для компаний с незрелыми процессами управления ТОиР внедрение техкарт, спущенное сверху директивой руководства — это зло.
2. Если компания уже осознанно начинает свой путь к качеству и безотказности оборудования, то техкарты ТОиР могут помочь:
- в обучении сотрудников;
- повышению надежности оборудования;
- систематизации и автоматизации процессов планирования;
- поддержания склада некоторых запасных частей.
На этом уровне зрелости могут разрабатываться достаточно подробные планы работ и стандартные операционные процедуры, где помимо прочего будут указываться параметры допустимых отклонений, полученных в результате каждой операции, точки двойного контроля и т.д. Минус таких тех.карт — это очень высокие трудозатраты на их составление и поддержание в актуальном состоянии, поэтому не стоит стремиться разработать техкарты ТОиР на все виды работ по обслуживанию оборудования.
То, что заносится в техкарты ТОиР — должно точно помогать достижению поставленных целей обслуживания, например:
- достижению требуемой безотказности;
- достижению заложенной долговечности;
- снижению неэффективного времени исполнителей работ;
- оптимизации затрат на запасные части, инструменты и материалы.
Важно не поддаться искушению и не заносить всё то, что знают о работе специалисты, составляющие техкарты, в описание работ. Необходимо точно понимать, как информация в техкартах может использована на практике и будет в последствии обрабатываться.
Если в текущем контексте невозможно использовать информацию из стандартных операционных процедур (допустим, расчёт центровки плит или эллипсности вала), или наоборот, она достаточна очевидна, то занесение такой информации в техкарты, не только приведет к лишним трудозатратам, но и отвлечет внимание от других важных процедур в техкарте.
3. Компании, которые уже твердо встали на путь надежности и начинают повышать свою эффективность, в этом направлении могут значительно упросить свои техкарты или вовсе от них отказаться. Это становиться возможным из-за достаточной квалификации специалистов, в том числе и исполнителей работ. Кроме этого, на высоком уровне зрелости в компании появляются документы в виде сервисных отчётов, которые позволят фиксировать состояние оборудования и качество проведения ремонтных работ.
ПОЧЕМУ ПРОИЗВОДВТЕННЫЕ КОМПАНИИ ИЩУТ ПОДРЯДЧИКОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХКАРТ
К нам неоднократно обращались разные компании с просьбой разработать технологические карты по ремонту их оборудования. Как правило, свою просьбу они сопровождают следующими аргументами:
- "У нас нет свободных ресурсов для разработки техкарт".
- "Мы не знаем, как разрабатывать техкарты".
- "Мы не знаем, где брать нормативы времени выполнения работ".
- "Мы хотели бы улучшить процедуры технического обслуживания и зафиксировать это в техкартах".
- "У нас нет технической документации, на основании которой можно разрабатывать техкарты".
- Если вы ищите подрядчиков для таких работ — укажите свой вариант ответа :-)
Подобные вопросы сразу говорят о том, что уровень зрелости процессов компании еще не готов к внедрению техкарт ТОиР. Мы никогда не беремся за такие заказы, так как прежде, чем разрабатывать техкарты — необходимо навести порядок в процессах и в системе управления техническим обслуживанием.
КТО ДОЛЖЕН РАЗРАБАТЫВАТЬ ТЕХКАРТЫ
Техкарты должны разрабатываться для каждой работы с учетом ее особенностей и контекста на конкретном месте выполнения.
Формально разработанные техкарты не будут эффективно использоваться при проведении обслуживания, а также могут содержать ошибки и неточности, связанные с тем, что сторонний исполнитель может не учесть какие-то нюансы работы и обслуживания. Работы, выполненные по техкарте, написанной сторонними специалистами, не погруженными глубоко в контекст производства и в историю отказов оборудования не только приведут к необоснованным тратам компании на техническое обслуживание, но и могут принести вред.
Никто другой, кроме владельцев оборудования и обслуживающего персонала не знает свое оборудование и контекст его работы настолько хорошо, насколько это требуется для разработки документированных процедур по его обслуживанию, то есть техкарты обязательно должны разрабатываться внутренними силами компании.
Правильным решением будет разработка техкарт силами своей компании. Мы, в свою очередь, готовы оказать всестороннюю методологическую и техническую поддержку процесса их разработки и внедрения.
Давайте рассмотрим, какие шаги необходимо пройти компании для разработки техкарт выполнения стандартных работ.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ТОИР
ШАГ 1. РАЗРАБОТКА СТАНДАРТНОЙ РАБОТЫ
Прежде всего необходимо определить, для каких целей и для какого оборудования целесообразно разрабатывать техкарты. После этого необходимо определить перечень Стандартных работ, по которым будет производиться разработка техкарт и отранжировать его по приоритетам.
1.1. Построение и улучшение Стандартной работы
Стандартные работы подготавливаются Инженерным обеспечением технического обслуживания совместно со специалистом по надежности и опытными рабочими.
Инструкции, содержащиеся в Стандартных работах, разрабатываются на основе:
- руководств производителя оборудования;
- спецификаций компонентов и материалов;
- чертежей;
- исторических данных об обслуживании оборудования;
- рекомендаций лучших передовых практик;
- требуемых компетенций персонала;
- доступных инструментов и вспомогательного оборудования;
- требований надёжности;
- требований производства;
- требований безопасности и т.д.
Одновременно с техкартами создаются процессы и инструменты для поддержания информации в них в актуальном состоянии.
1.2. Требования к составу техкарты
Действия описываются пошагово, в строгой последовательности, включая переходы и ожидания, если таковые имеются. Операции описываются таким образом чтобы по завершению одной было очевидно видно начало следующей для специалиста выполняющего работы.
Ключевые действия, имеющие особое значение, выделяются специальными символами, привлекающими внимание читающего техкарту. К таким действиям можно отнести те шаги выполнения операции, которые критичны с точки зрения технологии, охраны труда, воздействия на окружающую среду.
В состав СОП могут входить:
- Общее время выполнения работы
- Трудозатраты
- Требуемые компетенции (квалификация, грейды)
- Необходимые инструменты
- Требуемые отключения и остановки оборудования
- Функциональные характеристики оборудования
- Зап.части и материалы
- Допуски к работам, СИЗ
- Требования к качеству
Пример фрагмента СОП «Установка подшипника» с указанием требований по надежности и качеству работ
1.3. Определение навыков
Стандартная работа составляется с учётом текущей компетенций специалистов, после составление необходимо определить навыки исполнителя которые нужно улучшить для возможной оптимизации выполнения работы.
ШАГ 2. НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ И УТВЕРДИТЬ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР
На предприятии должны быть:
- Разработан и утвержден порядок разработки СОП
- Назначен ответственный за контроль процесса разработки СОП
- Ответственный за внесение изменений и поддержание СОП в актуальном состоянии
Разработана система управления СОП, в т.ч.:
- Состав СОП и требования к оформлению
- Перечень лиц для согласования и утверждения СОП
- Система регистрации СОП, в т.ч. система нумерации
- Система хранения
- Порядок пересмотра
Порядок, требования и правила заполнения и оформления СОП с примерами, в т.ч.:
- Титульного листа
- Листа выполнения операции
- Диаграммы Ганта
- Диаграммы перемещения
- Листа изменений
- Листа ознакомлений
- Порядок и пример ведения реестра СОП
Пример оформления титульного листа СОП
Пример оформления листа операций
Пример оформления диаграммы Гантта
ШАГ 3. РАЗРАБОТАТЬ И ВНЕДРИТЬ МЕТРИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТЕХ.КАРТ (СОП)
Метрики должны позволять отслеживать качество и эффективность работ, выполняемых по разработанным технологическим картам и способствовать их постоянному улучшению.
ШАГ 4. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА СТАНДАРТНОЙ РАБОТЕ
Мало разработать описание процедур, которые должны быть выполнены при Стандартной работе. Необходимо научить персонал правильно выполнять их согласно технологическим картам.
Для выполнения этого шага требуется специально подготовленный Инструктор:
- Инструктора лучше выбрать среди рабочих, он должен уметь не только правильно выполнять операции но и обучать.
- Инструктор выделяет цель и ее значение в процессе работы.
- Инструктор описывает основные задачи работы.
- Инструктор выделяет все проблемы безопасности, касающиеся процесса работы.
- Инструктор кратко описывает пошаговые, необходимые к выполнению правила эксплуатации для выполнения.
- Стандартной работы и одновременно предоставляет информацию о том, как сделать процесс легче, быстрее и надежнее.
- Инструктор показывает стажерам, как должна выполняться работа.
- Стажер описывает работу и затем выполняет её под присмотром инструктора. Необходимо начинать с простейших операций; только когда они выполнены надлежащим образом, стажер может переходить к выполнению более сложных задач.
- Стажер выполняет работу самостоятельно, но с замечаниями инструктора, если совершает ошибки.
- Стажер завершает обучение. Он принят в команду и он должен выполнить одну или несколько Стандартных работ, по которым он проходил обучение. Он также вовлечен в процессы улучшения.
Только выполнив все описанные выше шаги можно говорить, что техкарты готовы к реальному использованию в повседневной работе.
*****
Вопросы разработки техкарт и стандартных операционных процедур мы изучаем на нашем тренинге ОБЪЕМНОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТОИР — https://toir.pro/local/crw/course.php?id=331