ВНЕДРЕНИЕ RCM
RCM, согласно нашей концепции, выступает в качестве связующего звена между верхнеуровневыми процессами управления активами и процедурами выполнения технического обслуживания.
Помимо вышеуказанного, переведенного на русский язык стандарта, есть еще стандарты на английском языке, обязательные для изучения, если вы планируете внедрение RCM — https://www.sae.org/standards/content/ja1012_200201/
Почему внедрение RCM не приносит ожидаемых результатов?
Что такое RCM?
- построение локализованных моделей отказов для ключевых компонент объекта;
- применение различных типов обслуживания к различным частям оборудования;
- минимизацию влияния отказа на производственный процесс в условиях, когда невозможно предсказать или предотвратить отказ;
- детальную проработку и планирование восстановления после отказа по принципу "несмотря на то, что отказы неизбежны, проблем можно избежать":
Какие действия при внедрении RCM вы не должны пропускать ни при каких обстоятельствах?
Анализ отказа при его обнаружении:
- Что произошло?
- Возможные последствия?
- Формирование банка данных об инцидентах.
- Повторный углубленный анализ отказа в целях разработки мер по предотвращению повторов.
*****
С чего начать внедрение RCM на производстве?
Внедрение RCM проводится отдельным проектом, имеющим 4 фазы:
Фазы 2-4 должны проводиться с некоторым перекрытием, как показано на рисунке ниже, поэтому организация может начать видеть и сообщать об эффективности проекта максимально оперативно.
1. Исследование RCM выполняется для агрегатов, состоящих из систем и узлов, которые все вместе они обеспечивают важную и даже существенную функцию для организации.
2. Основная цель проекта определяет и реализует применимые и эффективное техническое обслуживание и оперативные задачи.
3. Аналитическая работа выполняется кросс-функциональной командой, состоящей из полевых специалистов из числа персонала с большим опытом работы во всех технических и эксплуатационных аспектах работы оборудования, включая в себя все виды работ по техническому обслуживанию, в том числе КИПиА, электрические, механические и т. д., и операторов. Прочие ресурсы (напр., инженерная и внешняя экспертиза) могут быть востребованы командой для ответа на технические и др. вопросы и привлекаться к обсуждению на некоторое время.
4. RCM-команда организации или ее наиболее опытные техники и операторы полностью посвящены аналитической части проекта и должны быть освобождены от своих основных обязанностей на время реализации проекта.
5. В RCM-команде должны быть специалисты, владеющие методами неразрушающего контроля состояния активов, а также технологиями прогнозного технического обслуживания или мониторинга состояния.
6. Высокопрофессиональный фасилитатор RCM посвящен руководству и содействию проведения RCM-анализа. Требуется опыт работы с RCM и обслуживанием систем, в том числе технологии мониторинга состояния оборудования. Знание оборудования не является обязательным условием для фасилитатора.
7. У организации есть сильный, информированный исполнительный лидер RCM, наделенный полномочиями для обеспечения достаточных ресурсов; а также готовый и способный принять новые задачи технического обслуживания, обеспечить их выполнение и поддерживать их.
8. Внедрение RCM тщательно спланировано, ожидается и доводится до сведения общественности и соответствующих заинтересованных сторон
Примерно 50% неудачных реализаций RCM связаны с тем, что организация не следует фундаментальным рекомендациям лучших практик для поддержки RCM, таких как: эффективные методы управления работой, включающих объемное и календарное планирование и непрерывные усилия по улучшению, например, по устранению причин дефектов.
Какие документы должны быть разработаны в компании для обеспечения внедрения RCM?
1. Методика проведения RCM на предприятии
Назначение документа: определение порядка проведения предварительного этапа работ и собственно RCM анализа.
Документ содержит:
- порядок предварительного определения критичности оборудования;
- порядок выбора оборудования для первоочередного проведения RCM анализа;
- последовательность действий персонала по проведению RCM анализа;
- классификацию тяжести последствий отказов и их частоты;
- матрицу критичности видов отказов;
- диаграмму принятия решений при проведении RCM анализа;
- порядок документирования промежуточных и финальных результатов RCM анализа.
2. План проведения RCM
Назначение документа — создание организационной основы для проведения процесса RCM на предприятии, утверждение целей и порядка проведения работ по проекту, а также внедрения результатов проведенного анализа.
Данный документ разрабатывается совместно с Заказчиком, так как он должен включать данные об орг.структуре предприятия Заказчика, зонах ответственности, а также конкретные данные о сроках и персоналиях. Содержание плана разрабатывается в соответствии с рекомендациями стандарта SAE JA 1011, 1012. План должен включать решения по следующим вопросам:
- идентификация объекта;
- определение требуемых целей, по возможности измеримых;
- установление методов измерения достижения целей;
- прогнозирование сроков;
- определение требуемой компетенции и состава участников;
- проведение обучения по RCM;
- обеспечение проведения RCM необходимыми техническими средствами;
- определение лиц для контролирования и утверждения решений RCM;
- установление процедуры внедрения решений RCM;
- периодический анализ актуальности выбранного решения RCM.
3. Прядок проведения процесса RCM
- Мероприятия фазы 1. Принятие решения
- Мероприятия фазы 2. RCM-анализ
- Мероприятия фазы 3. Выполнение решений RCM-анализа
- Мероприятия фазы 4. Оценка эффективности
Несомненно, разработкой этих документов внедрение RCM не ограничивается, но их разработка является первым обязательным условием успешной реализации проекта.
Как правило, для разработки комплекта методических документов приглашаются внешние консультанты. Но обратите внимание, что вторым обязательным условием успешной реализации проекта является полное включение самого предприятия в разработку методической документации и процессов RCM. Убедитесь, что приглашаемые эксперты не только разработают и передадут вам требуемые документы с описанием процессов, но и научат ваших специалистов, и будут осуществлять их методическую поддержку на протяжении всего процесса внедрения RCM.
*****
По методике RCM написано уже немало книг, статей и руководств, среди которых есть издания и на русском языке. Одно из них — "RCM II. Техническое обслуживание, ориентированное на надежность" — книга Джона Моубрэя, выпущенная издательством "Надежная книга".
Подборку стандартов по надежности, RCM, управлению активами, системе ТОиР вы можете найти на нашем сайте в разделе Стандарты.
*****
Возможно, вы не планируете внедрение RCM на своем предприятии в ближайшее время, и, вероятнее всего, это правильное решение, так как внедрение RCM на неподготовленные процессы обернется провалом. Но, тем не менее, мы рекомендуем подробно изучить методику надежностно-ориентированного технического обслуживания для лучшего понимания настройки эффективности системы ТОиР и управления активами.
*****
Практические навыки проведения RCM-анализа мы отрабатываем на нашем тренинге НАДЕЖНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (RCM) — https://toir.pro/local/crw/course.php?id=330