МОЖЕТ ЛИ RCA БЫТЬ ПРОАКТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ?
МОЖЕТ ЛИ RCA БЫТЬ ПРОАКТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ?
На одном из наших семинаров по RCA на эту тему разгорелась серьезная дискуссия.
Действительно, очень многие организации, внедряя такие процессы, как RCA, FMECA, RCM, RBI, HAZOP и т.п., строго следуют регламентированным шагам и терминологиям этих методик, теряя за ними сам смысл анализа причинно-следственных связей.
На самом же деле, суть у всех этих процессов общая. У любого события есть причина и последствия. И еще есть вероятность свершения этого события. У уже произошедшего события эта вероятность равна 100%. У потенциальных событий эта вероятность, естественно, меньше. И цель всех этих процессов — искоренить причины возникновения как уже произошедших событий, чтобы они больше не повторялись, так и причины потенциальных событий, чтобы эти события вообще не возникли. Поэтому, анализ коренных причин может быть как проактивным - направленным на поиск и искоренение причин потенциальных событий, которые могут произойти (к проактивному процессу RCA мы можем отнести FMECA, RCM, RBI, HAZOP), так и реактивным — направленным на поиск и искоренение причин уже свершившихся событий (реактивным RCA мы можем назвать процесс RCFA).
На самом деле, разобраться в этом несложно, если отказаться от шаблонов.
Для начала давайте уточним, что мы имеем в виду по терминами ПРОАКТИВНЫЙ, РЕАКТИВНЫЙ и АНАЛИЗ КОРЕННЫХ ПРИЧИН.
РЕАКТИВНОЕ обслуживание — это, по сути, подход к ремонту «подождать, пока не сломается».
ПРОАКТИВНЫЙ подход к техническому обслуживанию предусматривает устранение первопричин возникновения дефектов и отказов оборудования, а также разработку мер по снижению возможных последствий вероятных отказов.
С определением RCA все обстоит немного сложнее, как это ни странно. Кроме аббревиатур RCA и RCFA вы можете встретить очень много других вариантов:
- RCFA - Root Cause Failure Analysis – Анализ коренных причин отказов
- RCA - Root Cause Analysis – Анализ коренных причин
- RCA - Root Cause Outage Analysis – Анализ неисправностей по корневой причине
- RCAA - Root Cause Alarm Analysis – Анализ коренных причин аварийных ситуаций
- RCCA - Root Cause and Corrective Action – Корневая причина и корректирующее действие
- RCPS - Root Cause Problem Solving – Решение проблем поиском коренной причины
- RCPE - Root Cause Problem Elimination – Устранение причин коренных отказов
- CCA - Cause Consequence Analysis – Анализ последствий причин
- rCA - root cause analyses – Анализ коренных причин
- RCE - Root Cause Evaluations – Оценка коренных причин
- RCAP - Root Cause Analysis Program – Программа анализа коренных причин
- RCAT - Root Cause Analysis Technique – Техника анализа коренных причин
- CCFA - Common Cause Failure Analysis – Анализ отказов по общей причине
- RCI - Root Cause Identification – Идентификация коренной причины
- RCI - Root Cause Investigation – Расследование коренной причины
- RCS - Root Cause of Success – Коренная причина успеха
- RCCA - Root Cause Corrective Action – Корректирующие действия по коренной причине
- RCOA - Root Cause Outage Analysis – Анализ коренных причин сбоев
- PROACT - Robust Root Cause Analysis – Надежный анализ коренных причин
- …
Согласитесь, что в любом из этих подходов имеет место анализ причинно-следственной связи. В одном случае мы задаем себе вопрос — ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?, а в другом — ПОЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ? Т.е. по сути, мы работаем с одним и тем же отказом, только в первом случае он уже случился, т.е. его вероятность равна 100%, а в другом он может произойти, т.е. его вероятность меньше 100%. Что же нам может помешать применить анализ причинно-следственной связи в том или другом случае?
Если отказ уже произошел, мы будем строить гипотезы и искать фактические доказательства, подтверждающие наши гипотезы. Кстати, если мы будем расследовать крушение Титаника, то вряд ли нам удастся собрать все требуемые доказательства, которые за давностью лет уже давно исчезли, и нам придется прибегнуть к вероятностному анализу, чтобы определить наиболее вероятную причину его крушения.
Если отказ только может произойти, то мы будем выполнять проактивный анализ причинно-следственной связи причинно-следственные связи и оценивать вероятность возникновения исследуемого события.
С какими событиями мы можем работать, используя метод анализа причинно-следственных связей? Только ли отказы оборудования подлежат анализу коренных причин?
Вот что говорит об этом стандарт BS EN 62740:2015. Root cause analysis (RCA): "RCA (Root Cause Analysis) — систематический процесс выявления причин рассматриваемого события".
Причем, как вы можете заметить из этого определения, мы можем искать не только причины проблем, чтобы уменьшить вероятность их повторения и возможные последствия , но и причины успехов, чтобы снова повторить их!
Предлагаем вашему вниманию замечательное видео на тему, опубликованное на канале CauseMapping на YouTube и переведенное с помощью автопереводчика.
В этом видеоролике автор рассказывает о том, что анализ коренных причин (RCA) обычно используется для выяснения причин возникновения проблемы с целью принятия конкретных решений для предотвращения ее повторного возникновения. Анализ последствий отказов (FMEA) используется для понимания того, как проблема может возникнуть в будущем, чтобы определить, какие действия необходимо предпринять для ее предотвращения. Соединение этих двух подходов может улучшить методы анализа и предотвращения проблем в вашей организации.
Для тех, кто хочет глубже разобраться в этом вопросе мы предлагаем список дополнительных источников информации:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Методы оценки риска
- ГОСТ Р 27.302-2009. Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей
- ГОСТ Р МЭК 62502-2014. Менеджмент риска. Анализ дерева событий
- BS EN 62740:2015. Root cause analysis (RCA)
- Бьерн Андерсен, Том Фагерхоуд. Анализ основной причины. Упрощенные инструменты и методы. ASQ Quality Press, 1999
- РД 03-418-01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов
- DOE-NE-STD-1004-92. Root cause analysis guidance document
- Root Cause Analysis Improving Performance for Bottom-Line Results, Third Edition (PLANT ENGINEERING SERIES) by Robert J. Latino, Kenneth C. Latino, Mark A. Latino-RU
- Failure Analysis of Engineering Structures Methodology and Case Histories by V. Ramachandran
- Root Cause Analysis Handbook. A Guide to Efficient and Effective Incident Investigation by Lee N. Vanden Heuvel, Donald K. Lorenzo, Laura O. Jackson, Walter E. Hanson, James J. Rooney and David A. Walker
Также приглашаем вас на наш тренинг ПОИСК И АНАЛИЗ КОРЕННЫХ ПРИЧИН (RCA)