ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ — это бесконтактное уплотнение вала в виде малого зазора сложной извилистой формы, заполняемого пластичной или жидкой смазкой.
Принцип действия — многократное дросселирование газа, протекающего через каналы с резко меняющимся проходным сечениями.
Уплотнение называют бесконтактным, если отсутствует соприкосновение уплотняемых деталей.
Использование данного типа уплотнения ограничивается экстремальными производственными условиями, как например, большое число оборотов и высокое давление и/или температура, так как иначе если только имеют место высокое давление и температура, то существенно более подходящим типом уплотнения для этих случаев является графитовое уплотнение. Лабиринтные уплотнения с технической точки зрения очень сложны в изготовлении и монтаже, а посему соответственно дороги. В качестве уплотнения вала они нашли своё применение в производстве газовых турбин, например, в реактивных двигателях и для повышения коэффициента полезного действия паровых турбин на электростанциях имеют зачастую довольно сложную форму.
Особым случаем применения является использование лабиринтных уплотнений в так называемых шпиндельных двигателях, достигающих, в зависимости от конструкции, нескольких сотен тысяч оборотов в минуту. У таких двигателей лабиринтное уплотнение служит одновременно жидким подшипником или соответственно гидростатическим подшипником скольжения или гидродинамическим подшипником. Решающим преимуществом здесь является экстремально низкое трение, делающее возможным такое большое число оборотов.
Эффективность работы лабиринтного уплотнения зависит от:
числа гребешков (двух-трехъярусные лабиринты при необходимости);
конфигурации гребешков (кромки должны быть острыми);
величины зазоров (0, 1-0, 4 мм);
радиуса, на котором организовано уплотнение (меньше радиус — меньше суммарная площадь щели, а значит меньше утечка через нее).