RCA (Root cause analysis) — анализ коренных причин отказов. Это структурированный пошаговый метод для нахождения реальной причины проблемы и реагирования на нее, а не только на ее симптомы. Применяется, как правило, для критически важного оборудования.
Например, подшипник может неоднократно клинить из-за чрезмерной нагрузки. Вибрационный мониторинг состояния прогнозирует выход из строя подшипников и таким образом позволяет заменить их до того, как произойдёт отказ. Но если не обращать внимания на причину постоянных отказов, они будут повторяться вновь и вновь, что влечет за собой лишние технические работы и дорогостоящие простои оборудования.
Целями RCA являются:
быстрый, эффективный и экономичный поиск причин проблем;
устранение причин проблем, а не только их последствий;
предоставление информации, которая может помочь предотвратить повторяющиеся отказы;
кардинально изменить подход к техническому обслуживанию.
Таким образом, RCA является одним элементов методологии внедрения RCM на производстве.
Три основных метода проведения
анализа основных причин:
Причинно-следственный анализ
Пять «почему»
Анализ дерева отказов, АДО, FTA. (ГОСТ Р 27.302-2009 Надежность в технике.
Анализ дерева неисправностей)
Этапы проведения RCA
Этап I. Сбор данных
Расследование с целью установления фактов
и обстоятельств происшествия, а не поиска виноватых.
Этап II. Расследование причин происшествия или поломки
Объективная оценка
собранных данных для установления причин, которые могли привести к отказу (выходу из строя)
оборудования.
Этап III. Устранение неисправностей
Разработка вариантов решения по устранению неисправностей, выбор лучшего варианта и его внедрение.
Этап IV. Оценка эффективности корректирующих мепоприятий
Реалистичная оценка эффективности внедряемых корректирующих мероприятий, разработанных на предыдущем этапе. Оборудование должно находится под периодическим наблюдением для подтверждения
эффективности мероприятий.