RCA

RCA (Root cause analysis) — анализ коренных причин отказов. Это структурированный пошаговый метод для нахождения реальной причины проблемы и реагирования на нее, а не только на ее симптомы. Применяется, как правило, для критически важного оборудования.

Например, подшипник может неоднократно клинить из-за чрезмерной нагрузки. Вибрационный мониторинг состояния прогнозирует выход из строя подшипников и таким образом позволяет заменить их до того, как произойдёт отказ. Но если не обращать внимания на причину постоянных отказов, они будут повторяться вновь и вновь, что влечет за собой лишние технические работы и дорогостоящие простои оборудования.

Целями RCA являются:

  • быстрый, эффективный и экономичный поиск причин проблем;
  • устранение причин проблем, а не только их последствий;
  • предоставление информации, которая может помочь предотвратить повторяющиеся отказы;
  • кардинально изменить подход к техническому обслуживанию.

Таким образом, RCA является одним элементов методологии внедрения RCM на производстве.

Три основных метода проведения анализа основных причин:

  • Причинно-следственный анализ
  • Пять «почему»
  • Анализ дерева отказов, АДО, FTA. (ГОСТ Р 27.302-2009 Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей)

Этапы проведения RCA


Этап I. Сбор данных

Расследование с целью установления фактов и обстоятельств происшествия, а не поиска виноватых.

Этап II.  Расследование причин происшествия или поломки

Объективная оценка собранных данных для установления причин, которые могли привести к отказу (выходу из строя) оборудования.

Этап III.  Устранение неисправностей

Разработка вариантов решения по устранению неисправностей, выбор лучшего варианта и его внедрение.

Этап IV.  Оценка эффективности корректирующих мепоприятий

Реалистичная оценка эффективности внедряемых корректирующих мероприятий, разработанных на предыдущем этапе. Оборудование должно находится под периодическим наблюдением для подтверждения эффективности мероприятий.


» Глоссарий