Коэффициент технической готовности показывает, какую часть времени в течение заданного промежутка оборудование технически готово к эксплуатации.
В определении этих двух переменных и кроется суть результата расчета и
возможности его использования. Часто вижу реакцию: "У нас в фирме принято одно
КТГ для всех и считается просто: берем время, когда оборудование неисправно (не
может выполнять свои функции) и календарное время".
КТГ = (календарное время – время оборудование не может
работать)/ календарное время
Достаточно сомнительный подход в настоящее время. Раньше, в
отсутствие компьютерных систем, незначительной конкуренцией и без стремления к
эффективному производству такой расчет можно было использовать. Как говориться
лучше так, чем никак.
Получили "низкий КТГ", сделали вывод о плохой работе сервисной службы,
поругали начальника, воодушевили его на подвиги и отправили его решать текущие проблемы. Талантливые механики находят правильные проблемы и в процессе их решения КТГ действительно растет. Менее опытные руководители сервисной службы хватаются за всё подряд, получается неэффективно и тогда они просто рисуют показатели на бумаге. Вашу фирму устроит такой подход?
Сегодня большинство компаний нацелены на общую эффективность и удовлетворение заказчиков, а не на эффективность оборудования. Важным становится готовность оборудования не в календарное время, а во время, запланированное к производству оборудованием продукта.
Когда говорят — «наше оборудование никогда не останавливается», часто лукавят. В технологических цепочках при плановой остановке одного элемента будут простаивать и другие: в карьере при взрывных работах мобильная техника выезжает из карьера и простаивает, конвейеры могут останавливаться из-за снижения спроса, и т.д.
Рисунок 1
Посмотрите на Рисунок 1. При расчёте от календарного времени КТГ в обоих случаях одинаков, а если брать время, запланированное к производству, то КТГ будет отличаться.
КИО (коэффициент использования оборудования, доля времени, когда оборудование выпускает продукцию в определенном периоде), рассчитанный на основе календарного времени, покажет потенциал, доступный к максимальной расчетной загрузке, но не оценит работу службы эксплуатации. Если за базу возьмем график, спущенный производством, то увидим, насколько эксплуатация обеспечила требуемую загрузку.
Эксплуатация планирует доступные ей ресурсы. Вот тут и возникает потребность понять время доступности оборудования, КТГ. Эксплуатации, конечно, необходим КТГ, основанный на времени, указанном в графике производства. Если техническая служба предоставит КТГ, основанный на календарном времени, у эксплуатации будут проблемы.
КТГ, необходимый для эксплуатации, назовем физический КТГ. Рассчитаем его как отношение времени в графике производства за вычетом всех простоев, связанных с обслуживанием (плановые, аварийные ремонты, организационные простои в сервисе в ожидании чего-либо), к общему времени в графике производства.
Физический КТГ для сервиса является одним из выходных продуктов. Как конфета для кондитерской фабрики.
Обратите внимание: обслуживание оборудования вне времени производственного графика не влияет на физический КТГ оборудования.
Если физический КТГ вырос на Х%, значит ли это, что сервис молодец? Если конфета вкусная, хороша ли кондитерская фабрика? Не всегда. Представьте, у эксплуатации возникли проблемы, вследствие чего КИО упал. Наработка техники сократилась. Естественно, объем необходимых профилактических и восстановительных работ тоже. Время графика осталось прежним. Для внутренней оценки сервиса уже необходима другая база расчета. Правильно — теперь надо считать от фактического времени работы оборудования. Простои учитываем все те же.
Когда эксплуатация оборудования достаточно стабильная, для оценки тренда сервиса можно использовать физический КТГ. Балансируя между плановыми и аварийными ремонтами,подбирайте оптимальный КТГ.
Производители оборудования говорили о КТГ в 95%, дистрибьюторы давали оценку в 90%, а получили 80%. Ну что ждать от продавцов и производителей, им главное — продать! Возможно и так, но все меньше остается компаний с таким подходом. Почему такие разные цифры?
Задача производителя — сделать надежную технику с доступным обслуживанием. Надежность оборудования измеряется в аварийных отказах, не вызванных плохим обслуживанием или неправильной эксплуатацией. Профилактика оборудования есть в инструкции производителя, и, исходя из возможностей, вы планируете время на ее проведение. Изготовитель честно собрал статистику по уже работающему оборудованию и сообщает КТГ, полученный на основании наработки оборудования и времени восстановления (время "вращения гаек на оборудовании") при аварийных отказах. Такой КТГ принято называть механическим (или врождённым) КТГ.
Почему же дистрибьюторы дали меньшую оценку? Многие работы требуют запасных частей или специального инструмента. У дистрибьютора есть предполагаемые сроки поставки возможно необходимых запасных частей. Конечно, в своих прогнозах он будет учитывать время их ожидания и добавит его к времени работ по восстановлению, предоставленному производителем.
Теперь сравните эти подходы с вашим расчетом КТГ. Если сравнивали с физическим КТГ, то расхождение теперь понятно. Но если сравнивали с КТГ, учитывающим только время ожидания и время восстановления аварийных ремонтов (назовём его достижимый КТГ), могли получить другую цифру по следующим причинам:
какие-то аварийные отказы были по причине ошибочного обслуживания, некачественно выполненного ремонта, неправильной эксплуатации;
заказали неправильную деталь, или нужная была на складе, но не было свободных ресурсов для ее моментальной установки.
Причин может быть много. Как понять их влияние на КТГ? Как рассчитать разные КТГ?
Считаем КТГ
Давайте строить КТГ из кирпичиков. Из хороших кирпичей будет надёжная стена. Суть расчёта разобрали выше, переходим к практике.
1. Время делим между эксплуатацией и простоем, зависящем от сервиса.
Рисунок 2
2. Находим средние значения в оцениваемом периоде. В общем случае:
время эксплуатации (без сервисного вмешательства) = общее время эксплуатации, деленное на кол-во простоев. (200+310+100)/2=305 часов
время простоя = общее время всех простоев, деленное на кол-во простоев. (100+210)/2=155 часов.
Дальше будем давать в каждом случае определение простою и эксплуатацией, рассчитывать их как выше и получать нужный нам КТГ.
Для расчетов потребуется время каждой остановки, запуска оборудования с указанием причины.
Рисунок 3
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Для целей эксплуатации и общей оценки тренда сервиса используем «физический КТГ».
Рассчитываем:
КТГф = (время по графику - время недоступное к производству)/время по графику
Непонятно, как действовать для изменения КТГ.
Применим общий подход расчёта КТГ.
Возьмем:
за время эксплуатации — MTTM (Mean Time To Maintenance, ожидаемое время между обслуживаниями*)
за время простоя — (М+МTW), где М — ( Mean Maintenance Time, время проведения обслуживания**) , MTW — (MEAN TIME WAITING, время ожидания чего либо для осуществления обслуживания)
Потребуются дополнительные данные о времени начала и окончания обслуживания (запланированного и нет). Не надо путать с началом и окончанием простоя. MTW рассчитывается из времени запуска в работу оборудования, начала остановки и проведения обслуживания.
*) Учитываем только обслуживания которые были во время работы оборудования внутри графика.
**) Здесь обслуживание включает в себя профилактические и корректирующие работы.
Получим:
КТГф= MTTM/(MTTM+M+MTW)
Отлично, мы можем влиять на три параметра. Есть направление действий.
СЕРВИС
О качестве работы сервиса расскажет "достижимый КТГ".
КТГд = (наработка - время простоя)/наработка
Для расчёта КТГ возьмем:
за время эксплуатации — MTBF ( Mean Time Between Failures, ожидаемое время между отказами) — среднее время наработки на отказ.
за время простоя — (МTTR+МТW), где МTTR (MEAN TIME TO REPAIR(RESTORATION), ожидаемое время ремонтных работ) — время непосредственно сколько вращают гайки на машине.
Потребуется время начала и окончания незапланированного ремонта (непосредственного осуществления ремонтного воздействие)
Полезно будет MTW разделить на ожидание запасных частей (подбор, заказ, логистика, приход и выдача) и свободных ресурсов (площадей, слесарей, инструмента, и т.д.). Делить более подробно, позволяют современные сервисные программы, упрощая учет и экономя время.
ОБОРУДОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
О качестве оборудования и квалификации выполнения работы расскажет "механический КТГ".
Убираем организационную составляющую MTW — время ожидания.
Если применяли RCA (Root Cause Analysis, анализ основной причины) при каждой поломке, то выбирая отказы, связанные с конструкцией и качеством сборки сможете найти врождённое КТГ техники. То, на которое обычно ссылается изготовитель. Даже в не гарантийный период, при низком показателе, производители часто дают разные вкусные плюшки. Конечно, если вы сформулируете претензию ссылаясь на факты и соответствующий расчёт.
Не измеряйте среднюю температуру по больнице, используя КТГ, основанный на календарном времени. Дайте каждому оборудованию, системе, узлу, отделу по подходящему КТГ — и постоянные улучшения будут проще и эффективней.